Интересный разговор завязался на форуме Hari-Katha.
Одно из сообщений — особенно привлекло внимание, и то, как оно в диалоге развивалось — возможно многим даст и ответы, и новые вопросы, и позволит переоценить и глубже понять Вайшнавизм, и его взаимосвязь с Шиваитской традицией…
Буду просто цитировать, сводя в один читаемый фрагмент:
Венкатешвара, Джаганнатха и Виттхалешвара (очень популярные в Индии образы Вишну) – на самом деле формы Шивы, потому что -Ишварой могут именовать только Его.
Если так, тогда вся Бхагавад-гита посвящена Господу Шиве. Там Арджуна называет Кришну и Парамешварой (БГ 11.3), и Йогешварой (БГ 11.4); Кришна Сам называет Себя Ишварой (БГ 4.6).
Сам Кришна, к вашему сведению, был последователем культа Пашупати (Шивы), о его посвящении в пашупатизм говорится в Махабхарате. (А именно в Anushasana-parvan, 14.379-380)
А перед битвой Кришна, предлагает Арджуне восславить Дургу, что тот и делает (Бхишма-парван, Махабхарата).
Кстати, обратите внимание на картинку к данному топику… На этой картинке изображён ХариХара. Кто это? В Википедии узнаём следующее:
Харихара — одна из форм Бога в индуизме, в которой в одном лице воплотились Вишну (Хари) и Шива (Хара). Харихаре поклоняются как последователи вайшнавизма так и шиваиты.
Харихара как философское понятие единения Вишну и Шивы вызывает определённые споры среди различных течений индуизма, в которых по-разному трактуется как природа Вишну и Шивы, так и концепция их единства или различия.
Из-за разнообразной природы индуизма существует много верований и традиций, связанных как с Вишну так и с Шивой. Некоторые школы утверждают, что только Вишну и его аватары являются ипостасями Бога, в то время как другие провозглашают Верховным Богом Шиву и его воплощения. Есть также и те, кто считают, что как Шива, так и Вишну являются ипостасями Бога. В свою очередь, школа адвайта-веданты учит тому, что Бог изначально не имеет формы и объявляет Вишну и Шиву аспектами бесформенного и безличностного Брахмана.
В зависимости от цитируемых писаний и их толкования, приводятся философские доказательства в поддержку каждого из этих аргументов. В большинстве случаев, даже если признаётся, что одна из личностей занимает более высокое положение чем другая, большое уважение продолжает оказываться как Вишну, так и Шиве. Например, во всех направлениях индуизма Шива находится над уровнем обыкновенной дживы, а вайшнавы, которые поклоняются исключительно Вишну и его аватарам, считают Шиву «величайшим из вайшнавов».
спасибо замечательному сайту Vaikuntha.Ru