вторник, 19 января 2010 г.




Ади Шанкарачарья
Пять строф об отшельниках
Яти-панчакам

1.
Словам Веданты[i] неизменно рады,
И лишь подаянием тело питают,
Печали не знают, духовным деяньем[ii] живя:
Носящие каупину[iii] – они поистине счастливы!

2.
Находят приют на комлях деревьев,
Только руки у них для еды и питья[iv].
На богатство взирают как на лохмотья:
Носящие каупину – они поистине счастливы!

3.
Тело и разум они очищают,
Атман зрят они оком духовным[v].
Не помнят о внутреннем, среднем и внешнем[vi]:
Носящие каупину – они поистине счастливы!

4.
В блаженстве безмерном они пребывают[vii],
Удовлетворенные, умиротворившие чувства[viii],
Днем и ночью они благоденствуют в Брахмо[ix]:
Носящие каупину – они поистине счастливы!

5.
Пять слогов очищенья[x] они повторяют,
В сердце Владыку существ[xi] созерцая;
Они странствуют всюду, живя подаяньем:
Носящие каупину – они поистине счастливы!




[i] Веданта – Упанишады или учение, основанное на них.
[ii] Духовное деянье – карана.
[iii] Каупина – набедренная повязка, носимая отшельниками.
[iv] «Кружка, (отдых) на древесных корнях, отсутствие товарищей, отрепья, равное отношение ко всем существам – вот признаки саньясина» («Мокша-дхарма») – ашхабадское издание, т. V, ч. 1, с. 312).
[v] Букв.: Атман в себе созерцающие.
[vi] Внутреннее, среднее, внешнее – т. е. психические явления и тело.
[vii] Букв.: удовлетворенные состоянием внутреннего блаженства (сва-ананда-бхаве-паритуштимантах).
[viii] Т. е. индрии; к ним относят пять органов чувств и пять органов действия.
[ix] Букв.: радующиеся в Брахмо (брахмани йе рамантах).
[x] Панча-акшара-паванам. Пятисложье: «нама-шивайа» или «шивайа-намах», т. е. «слава (поклонение) Шиве!».
[xi] Т. е. Шиву.